Пн. Апр 15th, 2024

Можно ли представить себе, что давно устаревшая мозаика сможет преобразить модное помещение? Ответ: несомненно, да! Всем известно выражение «вечная классика». Как, из применения модельера даже самого известного модного дома до сих пор не вышли классические лекала, так и из современного обустройства интерьера не должна выходить мозаика, ведь будучи когда-то смелым нововведением, она смогла покорить всю Европу и на столетия запечатлела себя, как в культовых местах, так и на стенах частных домов. Так давайте же поговорим о флорентийской мозаике – разберемся в истории её возникновения и особенностях технологического процесса её создания.

Флорентийская мозаика — её состав и применение

 Состав флорентийской мозаики включает в себя цветные полудрагоценные камни различных форм, которые собраны в один рисунок таким образом, что границы между камнями становятся практически незаметными. 

Указанная техника камнерезного искусства применяется для декорирования таких объектов производства как каменные панно, столешницы, шкатулки, и прочие мебельные изделия для украшения их элементов. Вдохновляясь природной красотой жесткого и грубого камня и художественным воображением мастеров рисунка, поэты окрестили это направление в искусстве как «каменная картина».

Так, флорентийская мозаика пользуется популярностью уже более 300 лет. Точкой отсчета для данного вида искусства отмечена в XVI веке, а пик его наибольшего распространения пришелся на XIX век, когда модные тенденции выкладки каменных картин распространились во всей Европе. Микеланджело, акцентируя внимание на особой прочности мозаичной выкладки и восхищаясь её оригинальностью и красотой, однажды назвал её «вечной картиной». 

История флорентийской мозаики

Говоря об истории возникновения и дальнейшего развития флорентийской мозаики, нельзя не упомянуть благородное и знаменитое семейство Медичей, деятельность которых всегда была направлена на покровительство искусств, и камнерезного искусства, в частности. Также страсть к прекрасному у Медичей нашла своё выражение в сборе и разнообразных коллекций, экземпляры из которых сохранились и по сей день. Так, Лоренцо Ил Магнифико, как и предшественники, занимался реставрацией камей, камней и ваз ещё времен Древнего Рима. Спустя время уже сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, пришёл к выводу о необходимости основания мастерской камнерезного искусства. Идея нашла свое воплощение в жизни, и в последующем в этой мастерской производились изделия, которые даже конкурировали с произведениями древних мастеров, возведенных в классику. 

Еще по теме:  Мозаика для бассейнов и ее особенности, как выполняется профессионалами

К концу XVI века Флоренция радушно встретила умельцев из Милана, ведь именно миланские мастера достигли такого уровня изготовления предметов камнерезного искусства, что слава об их красоте быстро распространилась по всему миру. 1588 год в истории развития флорентийской мозаики знаменателен тем, что Фердинандо I ди Медичи официально открыл мастерскую камнерезных изделий, специализирующуюся на производстве из полудрагоценных камней, которая назвалась «Галерея Деи Лавори». Помимо мастеров из Милана в ней трудились и умельцы из Флоренции, а также из других североевропейских стран. Тот факт, что к работе в этой мастерской допускалось огромное количество художников камнерезов, желающих научиться новому и получить новый опыт, сделал семью Медичи в разы популярнее, что положительно сказывалось на их авторитете, как в глазах обычных граждан, так и в глазах людей, имеющих отношение к искусству. 

Гранд Дюк Флорентийский особое внимание уделял вопросам становления нового для Европы вида искусства, ведь это было отличным шансом для того, чтобы производить впечатление на глав других, более крупных и влиятельных стран. Семье Медичи тоже играло на руку покровительство над художниками каменных картин, так как именно финансирование изготовления предметов искусства считалось весьма важным признаком их финансового благополучия. С 1737 года, в момент, когда род Медичи постепенно завершал своё правление, развитием этого вида производства занялась Харсбург Лорена, но несмотря на все предпринимаемые ею меры, в конце XIX века этот вид искусства утратил свою прежнюю популярность и, можно сказать стал «анти-трендом». 

Флорентийская мозаика в России

Первой, кто в России обратил внимание на такое явление как «флорентийская мозаика» стала императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века. Русские умельцы достаточно бойко взялись осваивать новый для нашей страны вид прикладного искусства и уже к XIX веку их уровень мастерства достиг того же, что и у итальянских камнерезов.

Также значимым именем в развитии искусства флорентийской мозаики в России стало имя Ивана Соколова — мастера Петергофской гранильной фабрики, который в своё время даже успел пройти обучение во Флоренции. В своих работах он умел виртуозно применять яшму, агат, кварц. Его современники вспоминали о его особом уровне мастерства, который заставлял людей, смотрящих на его каменные цветы, чувствовать их жизнь и благоухание.

Так, по мере развития искусства флорентийской мозаики в России её основными центрами стали Петергофская, Екатеринбургская фабрики, а также Колыванский камнерезный завод на Алтае. В своих работах отечественные умельцы использовали малахит, с особым мерцающим жемчужным эффектом, передающим все оттенки цвета, а также особотвердые минералы, которые можно обрабатывать только при помощи алмазного инструмента.

Еще по теме:  Чем хаммам отличается от сауны?

Стоит отметить, что именно художниками Колыванского завода для украшения здания местного вокзала в Барнауле было создано панно (площадью 46 кв. м.), которое является одним из самых крупных произведений, выполненных с использованием данной техники.

СССР

Вряд ли кто-то из читателей не лицезрел произведения мозаичного искусства советского периода в Институтах, в зданиях вокзалов и аэропортов, театров и т.д. Как правило в таких случаях советский художник брал масштабом, что в свою очередь привело к исключению из использования в ходе работы над мозаикой драгоценных и полудрагоценных камней, ведь помимо того, что такого рода финансовые затраты в принципе невыгодны для государства, использование дорогих материалов противоречило бы духу партии. Так монументальность уничтожила ювелирную утонченность. Сюжеты для мозаик также выбирались из числа пропагандирующих отвагу, самопожертвование и политику страны, или же на мозаике изображалась абстракция.

В современной России флорентийская мозаика переживает новый подъем. Естественно, сейчас некоторые стилистические направления советского искусства утратили свою актуальность, поэтому на данном этапе развития отечественного мозаичного искусства на первый план выходит изящность рисунка, плавная колеровка без ограничений в цветовом многообразии, а также подбор камня с подходящей текстурой. В приоритете отсутствие швов на картине в принципе, так как тонкая работа приобретает еще большую ценность.

В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. 

Процесс изготовления

Условно вся работа по изготовлению флорентийской мозаики сводится к поочередному выполнению следующих этапов:

  • Производство заготовочных работ— подбор качественных материалов, подготовка эскиза и его перенос на камень с последующей его нарезкой;
  • Набор частей мозаики — на данном этапе существует два варианта: прямой и обратный;
  • Окончательная обработка изделия — доведение работы до конца и полировка результата.

Что важно знать при подборе камня

Во-первых, нужно иметь в виду, что в зависимости от того, какой камень выбрал мастер, будет зависеть направление и качество реза. Так, оптические характеристики каждого минерала индивидуальны, то есть они могут по-разному переливаться на свету и имеют особую структуру. Предварительно камень обязательно нужно смочить водой, ведь тогда он сможет проявить свою яркость, как непосредственно после полировки. Производство таких нехитрых манипуляций позволяет наперёд выяснить, как будет выглядеть готовое изделие.

Еще по теме:  Мозаика в полоску: живи на яркой стороне

После выборки камней, производится их разметка и нарезка при помощи специального станка. В процессе резки нужно постоянно следить за тем, чтобы пила была охлажденной и, конечно, за соблюдением правил безопасности. Для удобства элементы следует нарезать с запасом, чтобы не обрезать лишнее при обработке стыков.

Помимо прочего современные технологии позволяют использовать для разметки компьютер, а для создания отдельных элементов лазерную резку, которая и позволяет перенести рисунок с компьютера без какого-либо вида погрешностей на камень и с требуемым запасом.

Завершающий этап процесса создания флорентийской нарезки сопровождается доводкой отдельных элементов по контуру осуществляется на шлифовальном станке с использованием карборундового круга либо алмазной планшайбы, или же доработка производится вручную посредством использования алмазными надфилями.

Обратный метод

Данный способ предполагает, что мастер укладывает мозаику лицевой стороной вниз в соответствии с трафаретным рисунком и закрепляет его с изнаночной стороны специальным клеем. Такая технология более применима для проекта большого масштаба: таким образом сначала собираются крупные части картины из мелких деталей, а затем уже они точно входят в указанный рисунок. Также данный способ позволяет производить шлифовку лицевой поверхности, не выходя из мастерской.

Прямой метод

Данный метод отличается тем, что здесь укладка производится  уже на постоянную основу. Мастера прошлого производили выкладку поверх на выровненного закрепляющего слоя кусками вырезанных пластин из камня. На сегодняшний день оба вида набора производятся с использованием стекловолокна, и только потом переносятся непосредственно на объект.

Так, изделие, приобретшее очертания общей картины, обрабатывается посредством применения специальных паст: доводочных и полировальных, которые используются в зависимости от свойств избранного мастером минерала.

Значение флорентийской мозаики в современном мире

Помимо того, что сейчас флорентийская мозаика стала таким же объектом обожания искусных коллекционеров, как и шедевры мировой живописи или скульптуры, она не перестаёт терять свою оригинальность и без труда сможет найти своё место в любом интерьере, начиная с хай-тека и заканчивая скандинавским стилем, ведь главное в этом деле — воображение. Ведь на сегодня, как никогда ценится тот удивительный художественный эффект флорентийской мозаики, в основу которого лёг тщательный подбор оттенков камней и минералов с акцентом на том, что используется именно их уникальный естественный рисунок.

30-09-2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *